подполковник Багров Георгий Алексеевич - старший преподаватель кафедры автоматизированных и радиотехнических средств управления авиацией  

Для лучшего понимания всего, изложенного ниже, необходимо короткое вступление.

    Необходимость управления воздушным движением с земли, возникла вместе с появлением авиации, как таковой. Необходимость боевого управления, появилась вместе с началом ее боевого применения.
    Естественно, что для этого нужны были соответствующие специалисты. На первых порах это были лётчики, выполняющие функцию управления с земли «по совместительству», параллельно с выполнением полётов.
    По мере появления новых средств связи с экипажем самолётов (радио ) и новых средств наблюдения за воздушной обстановкой (радиолокация ), при возрастающей роли оборудованных такими средствами командных пунктов, функция боевого управления потребовала наличия не «совместителей», а специально подготовленных специалистов.
    Так появилась новая авиационная профессия - штурман наведения (затем – офицер боевого управления ).
 
    Первоначально и долгое время на должности штурманов наведения командных пунктов назначались бывшие лётчики, по той или иной причине прекратившие летную работу. Их подготовка осуществлялась на соответствующих курсах (Липецк, Краснодар). Однако, практика показала, что для успешного выполнения функций боевого управления необходимо иметь достаточно высокий уровень специального образования. Поэтому было принято решение о подготовке специалистов по боевому управлению авиацией по программам высшего военного авиационного училища и на его базе.
    Вот именно с этого момента и начинается история подготовки офицеров боевого управления, получивших высшее специальное образование и продолживших службу практически на всех командных пункта ВВС Советской и Российской Армии ( да и других стран СНГ).
    Первый выпуск штурманов наведения был сделан в 1968 году. В обучении принимали участие преподаватели Ейского и Краснодарского авиационных училищ летчиков. Отдел подготовки офицеров боевого управления (его первое название – отдел подготовки штурманов наведения – штурманов боевого управления ) был создан в составе Ейского высшего авиационного училища лётчиков имени В.М. Комарова в конце 1968 года.
    Для подготовки специалистов этого профиля были сформированы:
    -кафедра боевого управления авиацией (начальник кафедры полковник Слуцкер Л.Б. );
    -учебно-тренажный комплекс (начальник комплекса - майор Пушкарь );
    -учебно-действующий командный пункт (начальник УДКП – подполковник Фролов В.В.)
    Эти подразделения входили в состав Учебно-лётного отдела училища (начальник УЛО –полковник Мишурный) и составляли собственно Отдел подготовки ШБУ..
    Кроме этого, для обеспечении практической подготовки курсантов профиля ШБУ были созданы и введены в штат учебного полка, базирующегося на аэродроме Ейск ещё два подразделения:
    -эскадрилья истребителей перехватчиков на самолётах МИГ -21 (пятая эскадрилья-командир майор Левит);
    -узел автоматизированной системы управления, оснащённый современной для того времени радиолокационной техникой и аппаратурой управления и наведения – УАСУ
    (начальник УАСУ - капитан-инженер Багров Г.А, ).
    Начальником Отдела подготовки ШБУ был назначен подполковник Захаров Н.А.
    Курсантской ротой командовал майор Шаболтас И.Д.
    В штате кафедры БУА к весне 1969 года находились:
    - полковник Слуцкер Л,Б. - теория и методика наведения (ТМН );
    - подполковник Варфоломеев Н.Ф.- автоматизированные системы управления (АСУ);
    - подполковник Ицкович Л.М.- радиотехнические средства управления авиацией (РТСУА);
    - майор Губский А.(РТСУА );
    - подполковник Бугаенко В. (ТМН );
    - майор Кугай П,Я.(ТМН );
    - майор Иванов И,Н. (ТМН );
    - майор Самаржаян Ш.С.- самолётовождение;
    - капитан Елсуков Н.И. (ТМН );
    - подполковник Кудряшов Ф.И.- боевое управление авиацией (БУА);
    - подполковник Сизов (БУА);
    - подполковник Зверяев (БУА);
    - майор Опрощенко Л.Д.( БУА)
    - майор Грецов (БУА)
    В штате учебно-тренажного комплекса находился его будущий многолетний начальник капитан-инженер ( в 1969 году) Бройде А.А. Здесь же начинали свою службу будущие преподаватели лейтенанты Михайлов А.А, Подрез С., Румянцев Ю., Мамченко Ю.
    Старшим штурманом-инструктором УДКП был подполковник Задорожный Н.Ф., штурманами –инструкторами майоры Анфалов В, Деркачёв Б, Слюсаренко А, Пантелеев О.
    В марте 1970 года на кафедру были назначены преподавателями АСУ майоры Багров Г.А. и Герасименко Н.И. (будущий начальник учебной части).
    Выпуски 1969-1971 годов были сравнительно небольшими. Обучение проводилось по специально разработанным программам (начиная с третьего курса). На первых двух курсах обучение велось в различных авиационных училищах лётчиков. По причине лётной неуспеваемости курсанты отчислялись из лётных училищ и переводились в отдел подготовки ШБУ.
    В 1969 году была набрана одна учебная группа, которая обучалась в Ейском училище по специальной программе с первого курса. Выпуск группы в 1973 году показал достаточно высокие результаты. Её выпускники показали достойный уровень подготовки и при службе в строевых частях. Многие курсанты этой группы впоследствии успешно окончили ВВА им. Ю.А.Гагарина.
    Крайний (как говорят в авиации ) выпуск в Ейске состоялся осенью 1972 года. Это был полноценный по всем параметрам выпуск - и по количеству, и по программе обучения.
выпуск 1970г. Ейск. Период «Голубого карантина» в ...
выпуск 1970г. Ейск
выпуск 1971г и курсанты 1 курса 113 ко (выпуска 19...
выпуск 1971г. Ейск
выпуск 1972г. Крайний выпуск в Ейске.
выпуск 1972г.
 
   Сразу после выпуска началось перебазирование отдела на Крымский полуостров в посёлок Багерово.
    Подразделение Ейского училища (Северо-Кавказский военный округ ) оказалось на территории Одесского военного округа с небом над головой, контролируемым Черноморским Флотом.
    Произошли штатные и кадровые преобразования.
    Теперь отдел включал в себя три учебные кафедры, учебно-тренажный комплекс и учебно- действующий командный пункт.
    Для обеспечения учебного процесса Отдела были созданы:
    - авиационный полк;
    - батальон обеспечения;
    - батальон связи;
    - узел автоматизированной системы управления.
    Стояла задача - в кратчайшие сроки( пока не прибыли курсанты четвёртого курса, находящиеся в отпуске и курсанты третьего курса, прибывающие из разных авиационных училищ )подготовить учебную базу на совершенно не приспособленных для этого объектах и территориях.
    Задача была выполнена и с 12 ноября 1972 года начались плановые занятия.
    Преподавательский состав к этому времени:
    Начальником Отдела оставался подполковник Захаров Н.А., начальником учебной части был назначен майор Герасименко Н.И.
    Кафедра теории и методики наведения:
    Начальник кафедры – полковник Слуцкер Л.Б.
    Преподаватели: подполковник БугаенкоВ., подполковник Кугай П.Я., подполковник Щеглов М.М., капитан Елсуков Н.И., ст.лейтннант Ильяшенко В., майор ОноприенкоВ.
    Кафедра боевого управления авиацией:
    Начальник кафедры подполковник Кудряшов Ф.И., преподаватели майор Опрощенко Л.Д., майор Щербаков Б., подполковник Самаржаян Ш.С.(Штурманская подготовка), м-р Орлов Ф.Ф. (Аэродинамика)
    Кафедра автоматизированных и радиотехнических средств управления авиацией:
    Начальник кафедры подполковник Ицкович Л.М.
    Преподаватели: подполковник Евстратов, майор Арестов А.А, майор Багров Г.А., майор Петров Ю.Я.
    Со временем в состав кафедры были назначены преподавателями капитан Михайлов А.А. капитан Румянцев, капитан Калитиевский А., капитан Осадчий И.В.
    Начальниками лабораторий кафедр были назначены капитаны Синёв (БУА ) и Логинов В.Р. (АРТСУА ).
    Таков, с позволения сказать, «стартовый состав» преподавателей Отдела.
    Учебно-тренажный комплекс возглавил майор Бройде А.А.
    Начальником УДКП был подполковник Фролов В.В. Среди штурманов-инструкторов появились наши выпускники-лейтенанты Перминов, Гудзенко, Тё, Костюченко(ов) и л-т Черемухин из состава летчиков учебного авиационного полка Миг-21.
    
выпуск 1976г .Багерово
выпуск 1976г. Ворошиловградская рота. Багерово
выпускники 1979 г.(1-я рота Челябинская) Багерово
выпуск 1978г. 24 ко. Багерово
    Продолжение следует.
    Автор рассчитывает на понимание читателей при возможных допущенных неточностях.