подполковник Багров Георгий Алексеевич - старший преподаватель кафедры автоматизированных и радиотехнических средств управления авиацией  

  Вспоминая историю возникновения и становления новой военной авиационной специальности, хочется рассказать о тех людях, которые стояли у истоков зарождения и принимали самое активное участие в профессиональной подготовке кадров ВВС. Первый в их ряду – полковник Слуцкер Лев Борисович.

    Пожалуй, не найдёшь офицера боевого управления не державшего в руках учебник «Теория и методика наведения», написанный и изданный благодаря усилиям и великому организаторскому таланту Л.Б.
    Сейчас, когда по прошествии многих лет, трудно восстановить те детали, которые связаны с возникновением идеи подготовки офицеров боевого управления, как специалистов особого профиля, обладающих специальными знаниями и умениями. Больше того, не известны многие подробности того, как рождался проект создания, по большому счёту, учебного заведения для подготовки таких специалистов.
    Немногие помнят сегодня о тех обстоятельствах, которые складывались в целом в Вооружённых Силах и, в частности в ВВС, в пятидесятых - начале шестидесятых годов прошлого века. Это сокращение численности ВС в 1954-56 годах на 500 тысяч человек и на 1миллион 200 тысяч человек в 1959-1960 годах
    При этом произошло значительное сокращение ВВС. Уничтожались, как ненужные, вполне исправные, не выработавшие свой ресурс самолёты. Молодые пилоты увольнялись в запас, инженеры и техники переводились в создаваемые ракетные войска. И только после 1964 года руководство страны и армии пришло к выводу о восстановления авиации, как необходимого вида вооруженных сил. Были приняты меры по восстановлению подготовки для ВВС лётчиков, штурманов, инженеров, техников, других специалистов. Вместе с тем, возникла необходимость подготовки специалистов по управлению авиацией. При этом надо было организовать такую подготовку в массовом масштабе. И, если сама идея такой подготовки родилась в верхах авиационного командования, то практическое её воплощение легло на плечи людей, уже выполняющих такую задачу в течение определённого времени, но в других условиях.
    Одним из практиков этого становления и инициаторов реализации новой идеи был полковник Лев Борисович Слуцкер. Это был на удивление интересный человек. Фронтовик, прошедший всю Великую Отечественную войну штурманом бомбардировочной авиации. Достаточно сказать, что среди многочисленных наград у него было три ордена Красного Знамени и два ордена Красной Звезды. Для справки, если орденом Красной Звезды за годы войны произведено свыше 2860 тысяч награждений, то орденом Красного Знамени – в пять раз меньше.
    Это был человек исключительно инициативный, с живой фантазией, обладающий неописуемой способностью убеждения, громадным житейским опытом и тем, что сегодня называют пробивным характером. И, что было очень важно - это был великий мастер своего дела.
    В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов офицеров боевого управления (тогда штурманов наведения) учили на базе двух соединений. Это – центр боевого применения, базировавшийся в г. Липецке и Краснодарское военное авиационное училище (в разные годы имевшее разные названия и разный контингент обучающихся). И там, и там «исходным материалом» для подготовки штурманов наведения были списанные по разным причинам с лётной работы лётчики. В Краснодаре это направление обучения возглавлял опытный преподаватель подполковник Иван Васильевич Чертков, в Липецке – полковник Лев Борисович Слуцкер (кстати, очень хорошо знавшие друг друга).
    На рубеже 1968 года было принято решение о создании на базе Ейского училища лётчиков отделения подготовки штурманов боевого управления. Для этого в учебно–лётном отделе училища была создана кафедра боевого управления авиацией.
    Начальником новой кафедры был назначен Лев Борисович, переведенный в Ейск из Липецка.
    Если учесть, что все начиналось на абсолютно пустом месте (не было ни одного преподавателя дисциплин, которые предполагалось читать в практически новом учебном заведении, причём, не характерных для училища лётчиков, не было технической базы для обучения, не было самих учебных планов, программ и прочих методических материалов, без которых невозможно было приступать к обучению), то надо было видеть, как решались все вопросы подготовки к началу занятий, подбора и расстановки кадров и всё то, без чего немыслима организация учебного процесса. При этом времени на раскачку не было.
    Курсанты (откомандированные из авиационных лётных училищ Союза и назначенные к обучению по новому профилю) уже находились в Ейске и учебный процесс должен был двигаться по своему расписанию
    И здесь организаторский талант Л.Б. проявился во всей его силе. В отдел, особенно на первых порах, прибывали офицеры, которых Л.Б. знал лично. А он знал почти каждого начальника командного пункта в ВВС, не говоря уже о командирах полков и выше. Одних он знал ещё с времён Великой Отечественной, с другими учился после войны в Военно-воздушной академии в Монино, третьи прошли через его руки в Липецке.
    Несколько слов о липецком периоде службы Л.Б.
    Это сегодня все знают о том, что в Липецке базируется авиационное соединение, начальник которого выполнял показательный полет на истребителе с президентом В.В.Путиным.
    В те времена, о которых идёт речь, мало кто знал, какими проблемами занимался Липецкий центр.
    А в Липецке, кроме всего прочего, занимались подготовкой специалистов по боевому управлению авиацией. Считалось (да и до сих пор так считают некоторые), что управлять лётчиком с земли может только тот, кто сам имел большую лётную практику.
    Поэтому значительная часть лётчиков «списанных» по разным причинам (в основном – по состоянию здоровья) с лётной работы, переучивалась в Липецке на новую для того времени специальность. Они становились штурманами наведения командных пунктов. При этом следует отметить, что сроки переподготовки были очень сжатыми, объём знаний, который получали обучаемые явно не соответствовал требованиям времени. Тем не менее, учебный процесс был организован, создана достаточная по тем временам учебная база со знаменитыми, известными каждому офицеру командных пунктов того времени «Букварями». Нечто подобное (тренажёр) функционировало в Группе советских войск в Германии.
    И всё это было создано не только при непосредственном участии, но и благодаря всем выше перечисленным качествам Л.Б.
    Такие же курсы по переподготовке лётчиков на штурманов наведения существовали в соединении, которое сегодня называется Краснодарским высшим военным авиационным училищем летчиков.
    Там это направление возглавил подполковник Иван Васильевич Чертков.
    Первой проблемой, которую в кратчайшие сроки предстояло решить в Ейском училище, стала проблема педагогических кадров. Нужны были люди не только понимающие ситуацию, но и способные в очень сжатые сроки приступить к реализации намеченного.
    И здесь опять сработали личные качества Л.Б., его авторитет и пробивная сила убеждения. Военные люди знают, как сложно было перевести офицера из одной части в другую, а уж из одного военного округа в другой округ!!!
    С точки зрения, как сегодня говорят «пересечения», в авиации все знают всех или лично, или через своего ближайшего друга, начальника или подчинённого. Поэтому круг общения у Л.Б. был необъятный.
    Получив право «подбора кадров», Л.Б. добился перевода на его кафедру таких офицеров как, майора Кугай П.Я. (Северо-Кавказский военный округ), капитана Иванова И.Н. (Прибалтийский военный округ), подполковника Сизова В.П. (Закавказский военный округ), майора Опрощенко Л.Д. (Московский военный округ), подполковника Бугаенко В. (Южная группа войск) и многих других. Надо сказать, что выбор Л.Б.был безупречен.
    Если учесть, что планы и программы подготовки готовились буквально на ходу, интересно было видеть, как это происходило.
    Представьте себе такую картину. В большой учебной аудитории собираются все офицеры, имеющие какое либо отношение к подготовке ШБУ. Как правило, присутствуют и один - два генерала.
    Один из присутствующих занимал место у доски, по предложениям поступающим «с мест» заносил на доску названия тех предметов, которые, по мнению авторов, крайне необходимо изучить будущему ШБУ. Поскольку в аудитории были представлены лётчики, инженеры, связисты, метеорологи и т.д. и т.п., причём каждый из них считал «свою тему» безусловно необходимой, то доска через несколько минут оказывалась полностью исписанной. При этом, каждый из присутствующих с пеной у рта доказывал необходимость именно «его» дисциплины. При этом количество выступающих одновременно неумолимо росло.
    Когда аудитория становится почти неуправляемой, у доски появлялся доселе молчавший Л.Б., с влажной тряпкой в руке. Ничего не говоря, он стирал с доски почти всё и невозмутимо говорил: «Всё это ерунда. Для ШБУ главными являются 10-15 предметов» (перечисляет, какие ). Аргументация -докажите мне обратное. Не можете, значит, я прав».
    А возразить не могли по очень простой причине - все имели дело с подготовкой лётчиков и невольно сбивались на особенности обучения именно этой профессии. А Л.Б., имея липецкий опыт обучения штурманов, хорошо понимал различие как в содержательной части их подготовки, так и в методике. Да и психологическая подготовка специалистов по управлению авиацией с командного пункта с применением новейших автоматизированных и радиотехнических средств требовала других подходов.
    Это уже потом, когда учебный процесс стабилизировался, когда появились достаточно опытные преподаватели именно этого профиля (а появились они благодаря опыту, полученному уже на кафедре) споры стали протекать в более творческой обстановке.
    Лев был великий спорщик, но и коллеги ему не здорово уступали. Особенно, когда это касалось оборудования учебно-тренажного комплекса и учебно-действующего командного пункта. Высказывались различные предложения, автор каждого из них горячо отстаивал свою позицию, которая не всегда совпадала с позицией Л.Б. И когда у Льва кончались доводы, когда казалось, точка зрения оппонента окажется единственно верной, Лев приводил окончательный, убойный и не подлежащий никакому обсуждению довод: «А ты в Липецке был ?»
    А поскольку оппонент в Липецке не был, спор прекращался «за явным преимуществом». К чести Льва надо сказать, что когда дело доходило до реализации проектов, довод о Липецке не упоминался.
    Ко всему, Лев Борисович никогда не был формалистом, он мог принять зачёт или зкзамен в незапланированной аудитории, за экраном ИКО в лаборатории. Известен случай, когда курсовую работу по ТМН он прочитал и оценил (кстати, отличной оценкой) прямо на крыльце учебного корпуса, известного всем, как корпус 03. Надо заметить, что он хорошо знал как возможности курсантов, так и ценил элемент поиска при изучении "его" курса. Видимо, оценка уже "созрела" и Лев просто поощрил толкового курсанта таким необычным способом. Заметим, что такой "методический приём" применялся (правда, крайне редко) и учениками Льва - преподавателями отдела.
    Следует также сказать, что только благодаря настоящему авторитету Л.Б среди высшего командного состава ВВС в отделе (на разных этапах его функционирования) побывали и Главком ВВС Главный Маршал авиации П.С.Кутахов, и генералы А.П.Силантьев, Е.М. Горбатюк, Н.М.Скоморохов, М.П.Одинцов и другие известные в авиации люди.
    Это были не просто известные люди. Каждый из них сыграл громадную роль в развитии авиации, как вида войск.
    Павел Степанович Кутахов – дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, маршал авиации, Главком ВВС совершил в годы войны около 400 боевых вылетов, сбил 39 самолётов противника.
    Николай Михайлович Скоморохов- дважды Герой Советского Союза, лётчик–истребитель, генерал-полковник (а с 1981года-Маршал авиации, с 1973 года – начальник ВВА им. Ю.А.Гагарина) совершил 605 боевых вылетов, сбил 54 самолёта противника.
    Евгений Михайлович Горбатюк - Герой Советского Союза, лётчик –истребитель, генерал – лейтенант авиации, Заместитель ГК по БП и ВУЗ ВВС, имел 347 боевых вылетов, 11 сбитых самолётов.
    Александр Петрович Силантьев - Герой Советского Союза, лётчик –истребитель, с 1976 года – Маршал авиации. Только к декабрю 1941 года выполнил 203 боевых вылета и сбил 7 самолётов противника. Трижды был сбит сам, но остался в строю. Окончив Военно-воздушную академию и Академию Генерального штаба был первым заместителем Главкома ВВС- начальником главного штаба.
    Эти люди, эти авторитетные авиационные начальники прекрасно понимающие роль управления в современном воздушном бою, вынесшие это понимание из сурового воздуха войны, оказали громадное положительное влияние на становление и развитие Отдела подготовки офицеров боевого управления.
    Каждый их визит служил очередным импульсом к дальнейшему развитию отдела, открывал новые возможности, поощрял инициативу преподавателей, инженеров и инструкторов.
    Достаточно вспомнить, что идея создания учебного заведения для подготовки офицеров боевого управления принадлежала генералу А.П. Силантьеву, что именно генерал Н.М. Скоморохов организовал и принял личное участие в демонстрационном показе первого в ВВС тренажера для глазомерного наведения, спроектированного и сконструированного специалистами Тренажного комплекса Отдела еще в 1970-71 годах, что поддержка генерала Е.М. Горбатюка позволила оборудовать учебную базу отдела новейшими образцами авиационной техники
    В заключение надо отметить, что на протяжении многих лет функционирования отдела подготовки офицеров боевого управления самой яркой фигурой и главным организатором учебного процесса был первый начальник кафедры теории и методики наведения полковник Лев Борисович Слуцкер
 
    
Командно-преподавательский сос...
Главнокомандующий ВВС маршал а...